Бронзовые зеркала Минусинской котловины в предмонгольское и монгольское время (II-XVI вв.). // Страны и народы Востока Вып. VIII. М.: 1969. С. 70-78. Минусинская котловина, расположенная в верховьях Енисея, является одним из важнейших культурных центров Евразии. В связи с её изучением возник ряд важнейших культурно-исторических проблем. Достаточно вспомнить о вопросах взаимосвязи Минусинского очага культуры бронзы и Шанского государства, о динлинской проблеме, орхоно-енисейской письменности, роли кыргызского государства в политической и культурной жизни Центральной Азии. В изучении Минусинской котловины недостаточность письменных источников — китайских, мусульманских и местных — компенсируется громадным количеством археологического материала. Но этот материал, разбросанный по многим музеям СССР и Запада, лишь частично документирован, так как множество вещей из Минусинской котловины представляет собой случайные находки. В связи с этим систематизация и осмысление различных групп памятников имеет, несомненно, важное значение. Среди случайных находок на территории Минусинской котловины очень часто встречаются бронзовые зеркала. По этим зеркалам, так же как по монетам и некоторым другим памятникам, можно судить о внешних связях местного населения за две тысячи лет — с IV в. до н.э. по XVI в. н.э. [1] При изучении и осмыслении этого громадного собрания приходится сталкиваться с рядом трудностей. Главная состоит в том, что до настоящего времени отсутствует чёткая классификация и датировка зеркал, в основном поздних. Как упоминалось выше, почти все зеркала Минусинской котловины найдены в результате случайных сборов, что значительно усложняет вопросы их датировки. Многочисленные поздние копии ранних зеркал также затрудняют классификацию. Большую трудность представляет отделение поздних копий от местных отливок. При классификации этого значительного материала наряду со стилистическим анализом были использованы данные спектрального ана- (70/71) лиза, проделанного И.В. Богдановой-Березовской в лаборатории археологической технологии Ленинградского отделения Института археологии АН СССР. Рассматриваемые в настоящей статье зеркала относятся лишь к последним этапам их бытования на территории Минусинской котловины. Эти зеркала хронологически можно разделить на две основные группы. Зеркала первой из них относятся к отрезку времени от начала установления киданьского владычества в Монголии до вхождения кыргызов-хакасов в состав Монгольской империи (920 г. — нач. XIII в.). Ко второй группе принадлежат зеркала времени монгольского владычества и последующего за ним периода (нач. XIII — XVI в.). Для предмонгольского периода характерно появление в IX-X вв. зеркал с ручкой. Было ли это нововведение обусловлено каким-либо внешним влиянием, в настоящее время сказать очень трудно. Можно лишь отметить, что распространенные среди кочевого мира Евразии зеркала с ручкой, связанные с античным миром, в первые века нашей эры перестают изготовляться [2] и в последующее время повсеместно господствуют круглые зеркала с шишкой-петлёй на обороте. Связывать ранние зеркала с ручкой с зеркалами предмонгольского времени мы не можем, так как между ними существует разрыв более чем в пятьсот лет. Вполне вероятно, что появление зеркал с ручкой стало возможным вследствие деградации древних верований. Зеркала перестают отражать старые космогонические представления и становятся простыми декоративными предметами, украшенными благопожелательными символами. На ранних зеркалах с ручкой иногда сохраняется пережиток — центральная шишка-кнопка, или являющаяся центром восьмилепестковой цветочной розетки, или неоправданно помещённая среди пейзажа. Характерный признак зеркал этого времени — выцарапанные надписи по краю. Широкое распространение выцарапанных надписей на зеркалах X-XIII вв. было связано с тем, что из-за нехватки бронзы изготовление зеркал ограничивалось, и надпись на бортике зеркала служила как бы клеймом, дающим разрешение на продажу. [3] Тенденция покрывать зеркала растительным орнаментом продолжается и в предмонгольское время. Но более ранние толстые зеркала с орнаментом, выполненные, как правило, в высоком рельефе, в X-XIII вв. сменяются тонкими зеркалами с узким бортиком. Орнамент их становится более мелким и дробным и выполнен обычно тонкой линией в невысоком ровном рельефе. Великолепным образцом может служить зеркало, в центре которого вокруг шишки помещён лотосовый цветок, а по краю — повторяющиеся стилизованные изображения цветов Полная статья тут - http://kronk.narod.ru/library/lubo-lesnichenko-ei-1969.htm#_1 |